Гуманизм или ничего: финское наследие архитектуры Аалто

Алвар Аалто

Человек, который думал о человеке. Архитектор, который изо дня в день возрождал правильные ценности. Дизайнер, который называл ножку стула «маленькой сестрой архитектурной колонны». Сегодня — о гении органического модернизма по имени Алвар Аалто, его работах довоенного времени, пути и принципах.

Модернизм в архитектуре — направление XX века, представители которого отказывались от стилей прошлого путём использования самых современных строительных материалов и конструкций, обходились без украшательств и возносили функциональный подход. Добавив к модернизму органику, Аалто проектировал естественно вписанные в окружающий ландшафт сооружения, что раскрывают свойства использованных натуральных материалов.

Чтобы оставить Финляндии такое богатое «рациональное» наследие, Аалто было суждено родиться в 1898 году: он изначально проявлял интерес к архитектуре и искусству, брал уроки рисования у местного художника, с 1916 по 1921 изучал архитектуру в Хельсинском политехническом институте (сейчас университет Аалто).

Таким образом новая звезда архитектурного созвездия принялась сразу в бой. Аалто начинал с дизайна выставочных стендов и влияния великих архитекторов Гуннара Асплунда и Свена Маркелиуса. А люди искусства, как Ласло Мохой-Надь, Зигфрид Гидион, Фернан Леже, Константин Бранкузи ещё в начале пути финского мастера стали ему близкими друзьями. В скором времени Аалто основывает бюро, работа которого охватывала каждую нишу архитектурной деятельности (1923 год).

С 1924-го на протяжении пяти лет архитектор проводит эксперименты с гибкой древесины — наиболее распространённого природного материала Финляндии. По всей видимости Алвар Аалто знал, что делал. Результаты многочисленных исследований и проб послужили ему со временем первой международной славой в 1930-ые. Но до этого — здание типографии и редакции газеты «Турун Саномат» в городе Турку.

Самые первые постройки Аалто отмечены влиянием неоклассицизма и уже в конце 20-х годов он переходит на сторону рационалистической архитектуры: «дом» газеты стал отражением журналистики в современном обществе. Тут прослеживаются сочетания «западных» методов с уникальным свежим взглядом автора: каркас из железобетона, терраса на плоской крыше и потолок в подвальном помещении, где размещалась печатная машина. «Турун Саномат» — это начало начала, которое продолжает туберкулезный санаторий в Паймио (1933).

В первой половине 1930-х годов, когда пансионат начал принимать пациентов, лекарств от туберкулеза не существовало. Люди нуждались в свежем воздухе, хорошем питании и продуманной архитектуре. Именно такой подход, принадлежавший Аалто, принёс талантливому фину победу на конкурсе: право на проектирование теперь уже самого выдающегося произведения функционализма перешло Аалто и он принялся воплощать идеи в реальность.

В проектировании интерьеров пансионата автора изначально интересовало только одно — их восприятие больными. «Паймио» стал первым проектом, в котором архитектор-дизайнер полностью продумал и создал меблировку. Кресло Paimio — та самая первая узнаваемость нового имени в архитектурном мире. Форма модели была разработана до самых впечатляющих мелочей, которые играли важную роль для жителей пансионата: откинувшись на кресло, грудная клетка раскрывалась, пациент использовал весь доступный ему объем лёгких и расслабленно мог устремить взгляд в голубой потолок, блестящая поверхность которого отражала деревья за окном. При этом во всех помещениях внутренняя планировка предусматривала использование естественного света на полную мощность.

Медицина того времени не давала пациентам шансов встать на ноги, но функциональная архитектура Алвара Аалто подарила им возможность жить с болезнью в уюте с достоинством. Не просто архитектурное наследие — настоящий символ гуманизма.

Библиотека в Выборге (1935) — типичный Аалто: сочетание строгости и аккуратная плавность природных линий. Начиная с этого проекта, который сегодня исторически располагается на территории России, Аалто демонстрирует явную тягу к естественным материалам, особенно — к дереву. Мир архитектуры тогда восхищался волнообразным акустическим потолком зала для лекций: обрушившись в послевоенные годы, сегодня он восстановлен по оригинальным чертежам.

Система хранения книг, бестеневое освещение, особенности работы библиотекарей и потребностей читателей — Аалто учёл всё!

Район Сунила — ещё один пример функционализма от мастера. Центральный объект Сунила с его жилым массивом — это целлюлозно-бумажная фабрика (1936), которую прославляли на то время самой прекрасной в мире. Собственно, сам жилой комплекс предназначался для его счастливых работников.

И финальным проектом Алвара Аалто довоенного времени в 1939 году стала Вилла Майреа по заказу Майре и Гарри Гуллихсен. Заказчики дали архитектору полную свободу, поскольку сами были экспериментаторами, заинтересованные в утопической идеологии. Уже прославившийся архитектор смело скомбинировал современный план открытого помещения со стилем фермерских домов традиционной Финляндии. Здесь, как любителям скандинавского образа жизни, стоит обратить внимание на узнаваемую черту скандинавских архитекторов — L-образная форма сооружения. Самое примечательное для характеристики работ Аалто — это стёртая черта между возведённым зданием и природой в округе. Также — символы. Например, волнистые линии в доме отожествляют свободу человека.

Свободу, которую Алвар Аалто дарил людям лично:

Задача архитектора — возрождать правильный порядок ценностей… Пытаться очеловечить век механизмов — до сих пор является его первостепенным долгом.

 

Использованные в статье фотоматериалы взяты на просторах интернета.

LEAVE A COMMENT

RELATED POSTS