Приключения Хайме Айона в Дании

С тех пор, как испанский дизайнер начал сотрудничать с Fritz Hansen и &Tradition, а случилось это впервые в 2009 и 2010 годах соответственно, северный дизайн получил новое звучание. Наряду с качественными материалами, простыми формами и функциональностью в его арсенале появились такие несвойственные черты, как ироничность и эмоциональность.

Fritz Hansen + Jaime Hayon за десять лет – это 8 наименований предметов мебели и большая коллекция аксессуаров. С &Tradition – чуть меньше, но тоже впечатляющая коллекция, каждый предмет которой претендует на звание иконы дизайна.

Кресло Catch для &Tradition

Светильники Formakami и столик Palette для &Tradition

Коллаборация Айона с &Tradition стартовала параллельно с запуском самого бренда. В то время как компания Fritz Hansen, история которой восходит к 1872 году, рисковала не на шутку, обратившись к Хайме, который сам себя в то время не считал «подходящим парнем» для F.H. По словам дизайнера, ему всегда нравился скандинавский дизайн, но и в мыслях не было, что когда-то доведется проектировать для крупных северных компаний. В результате, встреча средиземноморской эстетики Айона с наследием скандинавского дизайна породила инновационную форму. «Было интересно посмотреть, как Айон интерпретирует и адаптирует свой дизайн к нашим традициям», – сказал впоследствии Мартин Корнбек Хансен, бренд-директор &Tradition. Начавшиеся годом ранее отношения с Fritz Hansen Хайме в интервью журналу AD сравнивает с супружеской жизнью: «Это все равно, что иметь мужа или жену, которые все время бросают тебе вызов. Так и Fritz Hansen постоянно испытывает тебя на прочность, предлагая сделать то, что ты раньше не делал. Это выход из зоны комфорта. Вот почему я к ним возвращаюсь».

Плед Jaime Hayon Throw для Fritz Hansen

Вазы Ikebana для Fritz Hansen

Как признается Кристиан Андресен, руководитель отдела дизайна в компании, «с Fritz Hansen может быть трудно работать. Наше наследие иногда может пугать дизайнеров, они думают, что мы хотим от них повторения того, что уже сделано. Чтобы настроить их на иной лад, мы говорим всем дизайнерам, что они работают не для нас, а с нами». Первым совместным проектом стал скульптурный диван Favn (2011), разработка которого заняла 16 месяцев. Весь процесс Айон назвал «очень датским», подразумевая под этим строгий регламент этапов, в каждом из которых обязательно участвует дизайнерская команда F.H.: «Это немного напоминает Apple, – объясняет Хайон. – Fritz Hansen хочет, чтобы каждый продукт был единственно правильной версией себя, которая будет актуальна в течение следующих 100 лет».

Айону пришлось скорректировать свой подход к дизайну. Будучи темпераментным испанцем, он был склонен иногда совершать «неожиданные» творческие риски, вносить изменения в проект в последнюю минуту и обновлять уже утвержденный дизайн. «Но это не соответствует датскому подходу, – говорит Хайме. – В итоге мой процесс изменился; он стал более безопасным, более уверенным, чтобы продемонстрировать, что я могу и что мне можно доверять». После успеха Favn, Айон несколько осмелел и посягнул на святое – предложил сделать мягкое кресло: «Это все равно, что прикоснуться к кресту в церкви, потому что их самый культовый предмет – это Egg Арне Якобсена, — смеется Айон. — Все посмотрели вопрошающе: «Мягкое кресло? У нас уже есть кресло». Так в 2013-м появилась модель Ro, которая стала бестселлером.

Диван Favn для Fritz Hansen

Кресла Ro для Fritz Hansen

Одним из недавних вызовов стала работа над креслом JH97 (Fred), когда компания поставила перед дизайнером задачу осовременить традиционный стул с деревянным каркасом, главный продукт датского дизайна. Айон было засомневался в самой идее, но Андресену удалось его убедить, что где-то в глубине его творческой натуры дремлет искомый деревянный стул. «Вера в человека является частью партнерства», – объясняет Андресен.

Кресло Fred для Fritz Hansen

А теперь, некоторые аспекты сотрудничества Хайме Айона со скандинавскими компаниями, которые дизайнер раскрыл в нашем с ним интервью*.

Какое влияние на вас оказывает сотрудничество с датскими брендами?

Датские дизайн-традиции меня по-настоящему вдохновляют. Приверженность датчан к крафту и высококачественным материалам в сочетании с вневременностью дизайна впечатляют. Для меня большая честь сотрудничать с датскими брендами. Я многому у них учусь и, думаю, что это взаимно.

Какие сильные и слабые стороны датского дизайна в современном мире, на ваш взгляд?

Я не судья и могу сказать лишь о сильных сторонах. Это – качество, вневременность и бережное отношение к традициям.

Стол Analog для Fritz Hansen

Портативный светильник Setago для &Tradition

Вы однажды сказали, что офисная мебель переживает сейчас «гибридный момент» и что предметы должны быть более легкими, человечными и цветными. Можно ли сказать тоже самое о скандинавском дизайне в целом?

То, как мы работаем, существенно изменилось за последние годы. На первый план вышли взаимодействие, эмоции и вдохновение. Современный стиль жизни позволяет нам быть смелее и веселее в наших «офисных» пространствах, у людей появились новые способы коммуникации друг с другом. В мире офисной мебели уже произошли огромные перемены в связи с этим, и она определенно продолжит эволюционировать по направлению к более человечной и дружелюбной идентичности.

Что касается скандинавского, в частности, датского дизайна, то он уже идет по пути инноваций и риска во многих своих категориях. Датские компании отваживаются на освоение других языков дизайна, чтобы обогатить собственные традиции.

Диван Lune для Fritz Hansen

Кресла Fri для Fritz Hansen

Какие из предметов, спроектированных вами для Fritz Hansen и &Tradition, имеют для вас наибольшую ценность и почему?

Среди моих «детей» нет любимчиков. Я люблю каждого из них по разным причинам. Но если попытаться кого-то выделить, то, думаю, что у Fritz Hansen это кресло Ro – предмет, в котором заложены сила традиций и экспрессия. А у &Tradition – Catch, кресло, в котором отразился дух нашей коллаборации с компанией и то, как с помощью очень простых жестов эмоции могут быть привнесены в дизайн.

Кресло Ro для Fritz Hansen

Кресла Catch для &Tradition

 

*Благодарим пресс-службу Hayon Studio за помощь в организации интервью.

LEAVE A COMMENT

RELATED POSTS