Перезагрузка ценностей

Во времена, когда уединение и самоизоляция стали вынужденными мерами, актуальность летних домиков, дач, сборных домов, домиков на деревьях и прочих мини построек возросла в разы. Кто-то задумался об этом только сейчас, а кто-то уже давно живет в таком простом, компактном жилище, где есть все необходимое, но не более того. А главное – вокруг природа.

Несколько лет назад в Париже на выставке Maison & Objet трендвотчинговое агентство NellyRodi представило инсталляцию-прогноз, озаглавив ее одним словом – «Дикий» (Wild). Это было очень яркое зрелище. Не в смысле красок, а в том, как удалось создать в небольшом помещении ощущение полного погружения в «дикость», природную, в чем-то грубую, в чем-то пугающую, с пантеистическими ритуалами, отголоски которых есть и в современном дизайне. Собственно, вся инсталляция была собрана из предметов, представленных там же, на выставке в коммерческих павильонах. Тяга к природности, естественности вырвалась наружу и была зафиксирована аналитиками, как явление, с которым нам предстоит жить года через 3-4. Именно столько прошло с тех пор, как эта тенденция была запеленгована. Франсуа Бернар, автор парижской инсталляции, заметил тогда в интервью, что в тренд «дикости» хорошо вписывается «популярность небольших хижин в лесу, на природе, которая наблюдается на протяжении последних десяти лет. Речь идет всегда об одном — о месте для медитации, для воссоединения с собой, с природой. Когда мы говорим «природа», то подразумеваем что-то относящееся не к цивилизации, а к космосу, к духу. Наша жизнь в будущем будет меньше основана на памяти и больше — на чувствах, физических аспектах и эмоциональности. Я не хочу сказать, что произойдет коллапс предметного мира, нет. Но возникнет потребность в чем-то более важном и естественном для человека».

Juniper House, проект Murman Arkitekter, Швеция

Juniper House, проект Murman Arkitekter, Швеция

Juniper House, проект Murman Arkitekter, Швеция

В период, когда впервые в истории человечества в городах живет больше людей, чем в деревнях, все больше городских жителей устремились на сельские фермы, в горные хижины и в дома на берегу моря. Эти виды убежищ предлагают современному человеку то, что не могут обеспечить города: тишину, расслабление, недосягаемость, возвращение к основам, к себе.

Движение сторонников «маленьких домиков» (tiny houses) изучают исследователи, о нем пишут книги. Именитые архитекторы интересуются этим типом жилища, не меньше начинающих. Ведь дело не в масштабе объекта, а в возможности изобрести свой велосипед – упражнение на профессиональную находчивость, к тому же с быстрым результатом. Одна из книг, в которой собраны проекты «хижин», называется Rock the Shack (издательство Gestalten, 2013). В ней много скандинавских проектов. В Швеции, Норвегии, Дании они чаще всего используются как летние или вторые дома, но есть, например, и целые гостиничные комплексы, состоящие из затейливых домиков на деревьях.

Иллюстрация из книги Rock the Shack

Из книги Rock the Shack

Иллюстрация из книги Rock the Shack

Экстерьер вошедших в книгу построек так же важен, как и интерьер. Объединяет все эти разнообразные по форме проекты исключительный дух, который сочетает в себе уникальность окружающей среды с индивидуальным характером владельца здания и его проектировщика. «Крошечный дом, не обремененный избыточностью современной жизни, позволяет человеку создать идеальное место, предлагая оптимальный баланс безопасности и преимуществ природного окружения», – читаем мы в книге. – «Эти домики питают наши чувства через воздействие природных стихий, которые в городских условиях приглушаются и остаются незамеченными. (…) Современный дом со всей своей эффективностью и комфортом не удовлетворяет большую потребность в контакте с окружающей средой и с самим собой». Бернард Рудольфский, архитектор, дизайнер обуви и прогрессивный мыслитель, говорит об ослабевающем интересе к чистой утилитарности и утверждает, что «дом должен снова стать тем, чем был в прошлом: инструментом, а не машиной для жизни». Такой возврат к основам приходит на смену гиперконсьюмеризму, виртуальности и тотальной «водонепроницаемости», которая защищала нас от любых внешних воздействий.

Новая роскошь заключается в самых простых вещах – глотке свежего воздуха, виде из окна или редком моменте тишины. Наслаждение простым и непритязательным образом жизни возвращает нас к забытому способу общения с землей. Оставляя позади ненасытное желание новых приобретений, мы наблюдаем возрождение деревенских хижин, коттеджей, летних домиков.

Teahouse, проект A1 Architects, Чехия

 

Teahouse, проект A1 Architects, Чехия

Teahouse, проект A1 Architects, Чехия

Популярность удаленной хижины, по мнению авторов Rock the Shack, говорит о необходимости быть по-настоящему одинокими, чтобы ощутить связь друг с другом и с природой. Небольшие пространства, вдали от городской суеты, способствуют интроверсии и размышлениям. Кроме того, они пробуждают у своих обитателей чувство удивления и любопытства. Ощутив внезапно свою самодостаточность и не подотчетность ни перед кем, люди могут вновь создать дом с сильным чувством с места, которое проявляется как в интерьере, так и в экстерьере. То, что мы разучились делать, живя в городской среде.

Иллюстрация из книги Rock the Shack

LEAVE A COMMENT

RELATED POSTS