Одна эстетика на двоих

Восходит солнце и начинается день.

И хорошо начинается,

если меньше — больше.

Нам остается только догадываться, что из себя представлял бы датский дизайн без влияния японской культуры, но это произошло. Это происходит и по сей день. В данном случае мы знаем, почему две противоположности притягиваются.

Дания! Теперь на «я»

Япония сохраняла свою культурную самобытность более тысячи лет. В течении двух столетий страна восходящего солнца была отнюдь страной на цепи: тогда торжествовала политика сако́ку – политика самоизоляции от внешнего мира. В середине ХIХ века американская экспедиция принудила Японию открыть свои двери иностранным державам. Так началась история «японского искусства» на западе и датские художники были одними из первых, кто умело брал от него лучшее.

Сегодня завтра будет вчера

В наше время молодые датские бренды также чтят сходства с Японией в понимании быта и практичности. Базой же является философия единения с природой. The Organic Company под явным влиянием такой философии создают в Копенгагене органические вещи и аксессуары для дома. Некоторая продукция так и кричит «Я — это Япония!»: маты, салфетки для палочек, халат-кимоно, другие банные и кухонные принадлежности. И все из хлопка. Сдержанные цвета, практичные детали. И все для удобного дома.

За философию универсальности отвечают квадратные сукна, отожествляющие фуросики — «банные коврики» для обертывания предметов любых форм и даже их переноски.

Японский принцип «красота в малом» близка YOYO: датская компания с января 2012 года вдохновляется классикой скандинавского дизайна, приправляя его восточными мотивами. Цель — сделать предметы для дома ярче и не такими обыденными. Бренду идея не помешала быть верным своему принципу. Точнее, японскому. Точнее, и скандинавскому, и японскому.

Керамические вазы, каждая из которых сделана вручную, позиционируют «простоту естественности». Японская керамика раку как раз возносит эту простоту — ручная формировка глины взамен гончарному кругу.

Характерные растительные принты — очередная улика влияния востока. Также уделяется особое внимание дереву, как сырью.

Конкретно для датского дизайна важную составную сыграл именно второй пик слияния с культурой родственной страны. Почему родственной? Датчане не просто вдохновлялись ценностями японцев и вовсе не копировали их культурные приоритеты. Давайте вместе придём к очевидному: из поколения в поколение Япония и Дания пропагандируют одну эстетику.

Невозможно не обратить внимание на свою полную противоположность и не потянуться к ней, если ценности совпадают. Поэтому есть складные лампы-оригами от Le Klint, эмалевые миски Herbert Krenchel. Есть изделия от мастеров по керамике Ursula Munch-Petersen и Richard Manz. Живет и дышит архитектура Halldor Gunnlögsson и Jørn Utzon.

Заходит солнце и день заканчивается.

Заканчивается хорошо,

когда меньше — больше.

LEAVE A COMMENT

RELATED POSTS