История скандинавского дизайна. Часть I

Скандинавский дизайн, как направление, берет свое начало приблизительно с 1880 года и охватывает огромные географические районы, включая Данию, Финляндию, Исландию, Норвегию и Швецию. Именно из многообразия этих скандинавских культур, языков, традиций и взглядов родилась философия дизайна, сыгравшего важную роль во всем мире. Для того чтобы понять скандинавские традиции, стиль и дизайн необходимо приоткрыть занавес времени, заглянуть в Скандинавию и Финляндию конца XIX века, посмотреть на быт скандинавов.
1880 год. Хозяйка дома придавала своему жилищу особое очарование: спальные пружины в сиденье стульев, мягкие спинки и более пышная, праздничная, чем когда-либо, бахрома и кисти. По последней моде плюшевая мебель располагается на полу свободно, а не выстраивается вдоль стен, как раньше.
Темное пианино, расположенное наискось в углу, свидетельствует о культурном уровне хозяев. Пальмы на подставках и бесчисленные безделушки, сувениры и трогательные статуэтки заполняют каждое свободное место. Новые находки кораблей викингов многое могут объяснить в характере формирования стиля, например, в Норвегии тех лет. Старые «вьющиеся» орнаменты выглядят удивительно современно. Мебель, изготовленная в норвежском «драконьем» стиле, оживает.
1895 год. В Финляндии период архитектуры с 1895 по 1915 год традиционно обозначают термином «югенд». Немецкое название стиля «модерн» финны выбрали не случайно – в это время спроектировано и построено немало зданий в бельгийско-немецком духе. Однако граждане Суоми не преминули выделить свою, оригинальную мелодию в замысловатой симфонии «югенда» и назвали ее «национальным романтизмом». Постройки этого направления формировали (и формируют до сих пор) исключительно комфортную среду обитания. Выразительность неровной, шершавой поверхности, облицованной гранитом или горшечным камнем, разнообразие и пластическое богатство разнофактурных сочетаний естественных и искусственных, традиционных и новых материалов. Мощная кладка и грубо отесанные блоки вызывают ассоциации с северными скалами, воскрешают в памяти древние кельтские предания о «злых камнях», привнося в обыденную городскую среду ностальгическую ноту.
Пришедшая из Швеции программа Паулсона «Больше красивых вещей для каждого дня» тоже подчеркивала природу материалов и простоту форм. Луис Спарре (1863–1964) и другие финские художники-прикладники, приверженцы стиля «югенд», разработали на рубеже столетий новые образцы форм мебели и изделий из керамики, в которых очевидно влияние карелианизма – движения, возвращающего к народным истокам.

1 Comment

  1. Ответить

    Tanya

    16.11.2017

    интересная статья

LEAVE A COMMENT

RELATED POSTS