Добро пожаловать в музей: дизайн как искусство

Представляя на украинском рынке настоящие легенды скандинавского дизайна, Svartisen не может не поднять тему дизайна, как искусства. Особенно после посещения Designmuseum Danmark в Копенгагене. Особенно, когда многие предметы быта на витринах нашего шоурума — и есть музейные экспонаты этого музея: лучшие образцы подлинного, чистого и правильного дизайна. Ремесло, которое всегда навевает вопрос: как это не пришло в голову мне? На примерах разберём почему, казалось бы, простые предметы датских мастеров собирают, хранят, изучают и популяризируют с точки зрения науки и искусства в известном музее столицы Дании.

Подобного рода музеи нужны для того, чтобы продемонстрировать посетителям «насколько хорошо это можно сделать». Датчане хороши в дизайне — чистый факт! Их продукты интуитивно понятны, линии просты, функции практичны. Здесь каждой функции естественно следует форма, от чего пользователь получает возможность совмещать полезное с приятным. Тем-более когда дело касается кухонной утвари.

Серия посуды Emma от компании Stelton (2014 год выпуска) попала на полку музея благодаря революционным изобретениям: интеллектуальный фильтр вакуумного термоса останавливает процесс заваривания чая в момент его готовности, электрический чайник из стали (с деревянной ручкой из бука!) снабжен съемным фильтром от накипи, а все термочашки коллекции надолго сохраняют тепло напитков, оставаясь снаружи прохладными благодаря двухслойным стенкам. Каждый предмет Emma не просто красив и имеет стильный облик, но и решает ту/ иную проблему. Искусство? Безусловно!

В музее всемирной истории можно увидеть меч какого-нибудь самурая, а там, где коллекционируют шедевры промышленного дизайна — найти кухонные ножи. Острейший дизайн, высокая функциональность и чёрный стильный вид. Как и в остальной части коллекции Pure Black, переход от ручки к ножевому лезвию является текучим, поскольку прибор изготовлен из единого куска нержавеющей хромовой стали. Теперь осмелимся сказать, что ножи для работы на кухне должны быть настолько хороши, чтобы заслуживать место в музее. Stelton с 2012 года производит одни из таких.

Неудивительно. Среди экспонатов есть и продукция Rig Tig: использование простых материалов при реализации практичных идей для кухни дало право молодому бренду стать образцовым. Пластиковые ножи Say (2015) для нарезки как твёрдых, так и мягких сортов сыра; кухонные весы (2014) с многочисленными системами измерения для повторения всевозможных рецептов, в т.ч. «иностранных» блюд; наша любимая щетка для крошек (2014) — это лишь капля в море того, что предлагает сегодня датская компания умных идей. Но именно эта капля упала в музее дизайна, чтобы навсегда закрепить в истории простые гениальные исполнения Rig Tig.

Дань старинному гончарному ремеслу среди современных разработок отдаёт терракотовый чайник Edge Skagerak (2017). Изделие исходит от традиций древней греко-египетской культуры, выражая себя строго по-скандинавски. Здесь гармония между чем-то «сырым» и изысканным символизирует трудолюбие к ручной работе в эпоху машин и автоматизации.

Проектам Арне Якобсена и вовсе посвящён целый зал. И не зря. Он, как зачинатель датского функционализма, был способен на создание и архитектуры, и кресел, и даже смесителя. О его таланте ходили легенды. Якобсен был акварелистом, интересовался последними технологиями строительства, не боялся экспериментировать с новыми на то время материалами и любил играть в геометрию. Например, в 60-х годах дизайнер обращается к таким каноническим формам, как круг, цилиндр, треугольник и куб: в результате появляется линия продукции Cylinda Line для Stelton, которая в ряд блестит и красуется в выставочной комнате.

Естественно, на ряду с Якобсеном, постоянная коллекция музея обращается к работам Поула Хеннингсона, Ханса Вегнера, Кааре Клинта и Финна Юля. Без этих личностей мир дизайна представить сложно, поскольку в прошлом веке расцвет предметного дизайна, в том числе светодизайна, произошёл благодаря им.

Старая и новая классика: ваза Tangle by Halskov&Dalsgaard, посуда Эрика Магнуссена, миски Финна Юля.

Как это сделано: лампа серии PH (Design: 1925, Poul Henningsen)

Особенный трепет музей возносит Кааре Клинту, который важен не только для истории датского дизайна — в частности, для самого музея: в 1920-х годах он работал над реставрацией его здания и соорудил витрины, что все еще используют в залах. Сын и ученик архитектора Йенсена, Клинт прославился церковью Grundtvig в Копенгагене, а затем и в области предметного дизайна. Здесь мастер определял четыре основные черты современной мебели: чистые линии, изысканные материалы, исключительное мастерство и тщательно проработанные детали. Клинт выстраивал свои модели на анализах человеческих пропорций. Например, экспонат под названием Safari (1933 год) — портативный стул, используемый английскими офицерами, можно легко собрать и разобрать без применения каких-либо инструментов. Такая способность к мобильности сделала его современной классикой и экспонатом датского музея. Шедевр задумки Клинта по сей день производит фабрика Carl Hansen: наше сотрудничество с подобным гигантом мебельной индустрии подогревает любовь к скандинавскому подлинному дизайну и встраивает Svartisen в цепочку настоящей истории.

Кафе при музее, кстати, названо в честь вышеупомянутого архитектора-дизайнера. Главная особенность Cafe Klint — возможность изучить нордическое меню на стульях Grand Prix от Fritz Hansen (Арне Якобсен, 1957 года), в цветной золе с хромированными ножками, и насладиться искусством на потолке: культовыми подвесными «фонарями» Le Klint 101 (Fruit Light by Kaare Klint).

Да, датский дизайн не остановился в развитии при своих отцах и пионерах. Их талантливые ученики и следующие поколения смело продолжают творить историю, опираясь на принципы эргономики, красоты и функционализма. И с восторгом тут исходит лишь одно недоумение: зачем существуют и кому вообще нужны неудобные кресла, ослепляющие глаза лампы и дизайн без искусства.

Не думайте, что есть такое дело, как дешевое освещение. Люди, что продают «пародии». Это ведь похоже на продажу красного вина из яблок и крыжовника. Представьте только: в прошлом человечество занималось совершенной филигранной работой при свете одного лишь пламени. Очевидно, это все рекламный трюк, если вам толкуют о дешевой продукции.
Поул Хеннингсон

Продолжение следует в Svartisen.

LEAVE A COMMENT

RELATED POSTS