Дизайн без возраста. Датские иконы. Часть 2

Наше отношение ко всем перечисленным иконам — сотрудничество с компаниями, которые имеют права на их производство в оригинальном подлинном виде. Эти крупные производства не упрощают существующий ремесленный образец, а следуют опыту ремесленников, сохраняя его качество и художественную ценность.

Словом, датский дизайн жив! Если первая часть статьи в этом не убедила, рекомендуем читать дальше. Наш с вами диалог о таком уникальном явлении, как датский дизайн, появился не просто так: Svartisen изучает важность индустрии дизайна в скандинавских странах и осваивает подлинную философию чувства меры, минимализма и ценностей. Рассматривая продукты на фото, попытайтесь указать примерный год их создания: тут же поймете, что дизайн родом из Дании вечен. От того и гениален.

Очередное кресло-икона называется Rocking Nest.



Его автор, Анкер Бак, стремится создавать продукты, которые влияют на жизни людей и отвечают реальным потребностям. Неудивительно, что Бак изначально решил перенять опыт, как краснодеревщик. Он получил первое образование на лодках, где ему разрешалось изготавливать специальные фитинги для парусных яхт. Так он успешно прошел квалификацию в качестве краснодеревщика, затем отправился в путешествие, а после — вернулся в Данию за степенью бакалавра в области дизайна мебели. Такой расклад подарил человечеству в 2017 новую современную легенду AB001 (Carl Hansen & Søn) — кресло-качалку, на котором можно комфортно отдохнуть с ребенком на руках и податься сладкой дремоте.


Произведения Кристиана Хаака Кетельсена характеризуются материальностью и выражаются в интенсивное взаимодействие между геометрическими и органическими формами. Его работы показывают элемент неожиданности, неожиданных сопоставлений, встроенных символов, ассоциаций и личных историй. Молодой дизайнер спроектировал столы серии Wing для Lange Production в 2015: с тех пор продукт считается новой классикой, благодаря четким линиям дизайна, использованию натуральных материалов и служению концепции «предмет для человека».

Хорошо, что скажите тогда про следующий стол?



Функциональный — именно то слово, которое лучше всего описывает дизайн от Борге Могенсена. Большая часть его мебели спроектирована с учетом промышленного производства и характеризуется простыми линиями: истинную гениальность мастера можно уличить в его научных анализах функциональности мебели. Неизбалованный призами и наградами, в 60ые Борге получил от датчан прозвище самого социального дизайнера. Стол Hunting/ BM1160 (1950 год) — один из его «социальных» продуктов.


Борге на своем «испанском» стуле из дуба и кожи, Fredericia

Подлинный дизайн 1958 года


Кстати, 1914 год принес мебельной школе датского модернизма две известнейшие фамилии — Вегнер и Могенсен. Родившись в апреле с  разницей в одиннадцать дней, они — одноклассники, друзья, партнеры, но с двумя совершенно разными жизнями. Прожив своего сверстника на 35 лет, Ханс Вегнер создал более 500 шедевров мебельного искусства, получил массу мировых наград в области дизайна и стал самым титулованным датским дизайнером. Софа CH402 оказалась лучшим дополнением в интерьерах домов и общественных мест, лаундж-зонах, включая аэропорт Копенгагена Kastrup. Отсюда и прозвища «диван Kastrup», «диван Airport». 1958 год.

Летим дальше.



Для разработки Daybed Томас Бо Кастольм начал с материалов, которые он знает и любит больше всего: сталь и кожа.

«Я хотел создать скамью с простыми, честными линиями. Материалы должны говорить сами за себя, и это, зачастую, получается лучше всего», — заявил однажды Кастольм.

Дизайнер тесно связан с основными принципами классического современного датского дизайна и добившись простоты и ясности, к которым стремился изначально, спроектировал в 2009 году скамью TK8 Daybed. Благодаря элегантному и понятному внешнему виду, где со вкусом сочетаются кожа, дерево и сталь, софа — заслуженная классика. При том, она тоже вписалась в копенгагенском аэропорту.



Когда Ханс Вегнер предлагает молодому Киерхольму позицию ассистента в собственном бюро с возможностью работать в вечернее время после занятий, Поль Киерхольм соглашается и выбирает непростой путь знакомства с миром дизайна. Воодушевленный новыми знаниями, Киерхольм решает отказаться от традиции сплошного использования дерева и добавляет индустриальных материалов. Так рождается знаменитый «студенческий» стол PK52A («профессорский» выпускается длиннее по размеру): продукт создал основу для новаторской роли Киерхольма в датском дизайне и его репутации одного из ведущих мировых дизайнеров мебели. Год разработки: 1955, специально для Королевской датской академии изящных искусств.



Даже несмотря на то, что дизайн Triangolo был создан несколько десятилетий назад, его философия идет рука об руку с принципами FRAMA и подлинного скандинавского дизайна — принципами сильных геометрических форм и простых линий. Стул настолько универсален, что принято самому выбирать в каком помещении продукт функционального искусства использовать: в кабинете, в столовой, на кухне или в саду. Разработано Холландом Баструпом в 1989 году.


Заключительная работа для Фрица Хеннингсена — бескомпромиссного дизайнера, который принимал качественное мастерство за самый важный элемент при разработке новой мебели и делал этот элемент центром внимания. После того, как он открыл свой собственный мебельный магазин в Копенгагене, Фриц вдохновлялся ежедневным контактам с клиентами, чтобы досконально изучить спрос и применить его затем в производственном процессе. Когда-то кресло Signature появилось лишь в двадцати экземплярах, а сегодня Carl Hansen & Søn массово производит объект для всех ценителей премиальной мебели, оберегая подлинность эстетики и функционала изделия. Когда-то в 1954.


А это дело рук и ума Вернера Пантона — одного из наиболее ярких, во всех смыслах, мастеров дизайна, автора первого в истории цельного пластикового стула. Его футуристический стиль дразнил страсть к использованию новейших материалов и технологий производства мебели. Это открыло безграничные возможности для экспериментов. Один из успешных — освещение серии Panthella, основной принцип которого — использовать основание и тень в пользу отражателя: специальная трубчатая сбалансированная форма способствует красивому распределению света. Изготавливается компанией Louis Poulsen по проекту 1971 года.



Нанна Дитцель. Еще одна легендарная фигура, королева датского дизайна. Сначала — в соавторстве со своим мужем Йоргеном Дитцелем, а после его смерти — в одиночку, она активно проектировала мебель, попутно разрабатывая часы, ювелирные украшения и текстиль. Уроженка Копенгагена в впоследствии разнообразия своих интересов и творческой неусидчивости стала одним из авторитетов и во многом определила развитие скандинавского дизайна.


И это одно из ее детищ — Trinidad, 1993 года рождения (Freоdericia). Точная прозрачность кресла почти растворяется в игре света и тени, но в то же время дает ему поразительно смелый голос. Как Нанна — хрупкое, но сильное.

«Три шага вперед и два назад все-таки еще означает, что я двигаюсь в правильном направлении!».



Снято! Напоследок стул MK 99200, вдохновленный традиционным артефактом — режиссёрским креслом. Могенс Кох разработал свой складной стул, объединив удобные функции складывания с современной эстетикой. В основном мастер работал во всех аспектах архитектуры: планы жилья, дома, памятники. Мебельные работы Могена Коха включают в себя лишь несколько объектов, но все они являются существенными, оригинальными, а иногда крайне смелыми. Здесь всегда существовало особое взаимодействие между мастером и мебелью, которую он проектировал. Ни одно изделие не появлялось как художественный манифест, а создавалось только для определенной цели. Кстати, проект MK 99200 дебютировал в 1932 (Carl Hansen & Søn).

LEAVE A COMMENT

RELATED POSTS