Дизайн без возраста. Датские иконы. Часть 1

Предлагаем интерактив. Мы перемешали в салат датского дизайна и новую, и старую классику, разделили его на две порции. Сегодня — первая. Пытаясь угадать год создания продукта, вы убедитесь, что у икон подлинного скандинавского дизайна нет возраста, и познакомитесь с их гениальными авторами.

Датские дизайнеры всегда выделялись среди коллег и, по сути, первыми открыли человечеству глаза на функциональный подход к жизни. Датчане не изобрели практичность, но они нашли способ максимально применить ее в повседневности, убедив, что функция и форма обязаны идти нога в ногу.
А еще долговечность — свойство, что делает продукт, порой, незаменимым и навсегда классикой. Такой, как правило, переживает своих создателей и в плане идеи, и в плане качества. Это как с песнями старых рок-н-рольщиков: творцов в живых нет, но они живи благодаря своим бессмертным трудам.

Готовы? Поехали.
Предположите год создания каждого продукта. 


Складной и гибкий, его можно хранить на стене, быстро разложить и с комфортом отдаться ему в плен. «Кубинский» стул представлен в прочной раме из дуба, что удерживается с помощью мощных латунных шарнирных механизмов. Сиденье и спинку образовывает плетение из прочных хлопковых ремней, которые гармонично следуют контурам тела. Создатель иконы — датский дизайнер мебели Мортен Геттлер. Изначально обучался судоходству, но стал самообразованным дизайнером, которого признали за талантливое понимание дерева, как материала.
С момента открытия собственной студии, Геттлер работал над широким спектром проектов: от упаковки до игрушек и освещения. В один момент он решает сосредоточиться на дизайне мебели и не ошибается, получая за свои старания членство в многопрофильной ассоциации профессиональных дизайнеров Копенгагена (MDD). А это — Cuba Chair/ KK96620 by Carl Hansen & Son.
Год создания: 1997. Относительно новая классика.

Дальше на очереди стул Faaborg.



Также выпускается в Carl Hansen & Son, а спроектирован дизайнером и преподавателем, который учил студентов разрабатывать предметы «изнутри», после тщательного анализа. Внешний стиль предмета, в данном случае, не так важен, как его функция, выбор и обработка материалов. Речь о Кааре Клинте, сыне художника и архитектора Педера Вильгельма Йенсена-Клинта, что представлял движение Skonvirke. Исключительное качество исполнения изделий сделало младшего Клинта мастером своего дела: формы преследовали функции, от чего все работы не просто функциональны — эстетически привлекательны.
Скорее вы уже догадались, что стул Faaborg является старой классикой. Но все равно удивим: его проект датирован 1914 годом. Более века назад.

Что скажите?



Знакомьтесь — работа Поуля Вольтера, который приходится на поколение архитекторов с прочными корнями в этом ремесле. В начале своей карьеры он проходил обучение на краснодеревщика, а позже окончил Школу прикладного искусства и ремесел в Копенгагене, где изучал дизайн мебели.
Будучи преподавателем Датской школы искусств и дизайна, Поуль Вольтер оказал огромное влияние на сотни последователей. Как учитель, он призывал студентов стремиться к высокому уровню дизайнерского мастерства. Вольтер — противник эстетических причуд. Его любовь — понятные формы, и простые материалы: кресло Corona является одним из самых известных работ мастера.
Впервые оно было представлено на выставке в Кельне. Тогда модель получила хороший отклик в прессе, но продавалась плохо. Тем не менее фирма Erik Jørgensen упорствовала в своем стремлении популяризировать продукт. Вторая попытка увенчалась успехом: Corona, с его эллиптическими подушками, достигла культового статуса, став самой успешной работой с объемом продаж около 3000 в год.

«Дизайн Corona был вдохновлен замедленной киносъемкой лунного затмения и короной, окружающей Луну», — как-то прокомментировал автор изделия.

  1. Раскрываем карты. Креслу уже 55 лет (1964).
    Сцена американского фильма 1971 года «Познание плоти»: Джек Никольсон в кресле Corona

Продолжаем.


В середине ХIХ века американская экспедиция заставила Японию открыть двери иностранным государствам после двух веков изоляции. Так началась влияние японского искусства на запад и датские художники были одними из первых, кто умело брал от этого лучшее. Как результат — много схожестей между философиями дизайна Дании и Японии.

Проведя год в стране восходящего солнца, Ханс Сандгрен Якобсен работал в мастерской Нанны Дитцель, где изучил подход к поиску ограничений в отношении любопытства. После — он разрабатывает табурет Gallery, вдохновлённый японским подходом и пристрастием к скандинавским традициям (представлен на нынешней выставке LEARNING FROM JAPAN в музее Датского дизайна в Копенгагене), и получает за разработку ряд наград, в том числе Good Design Award в Японии.

1998 год, специально для Fredericia.



Японские мотивы также просматриваются в работе одной из немногих культовых женщин дизайнеров — Греты Ялк. Стул GJ BOW (LEARNING FROM JAPAN exhibition), для которого Ялк также создала сопутствующий столик, выиграл главный приз в конкурсе от британской газеты Daily Mail. После — его сразу же купил на экспозицию Музей современного искусства MoMA.
Выразительное скульптурное изделие, что состоит из двух выгнутых фанер, из-за сложностей формы, первоначально выпустили в 300 экземплярах. С 2008 года права на выпуск полной коллекции получила компания Lange Production: сегодня за реализацию проекта 1964 года в ответе именно эта фабрика.



Модель светильника 172 была разработана Поулем Кристиансеном. Он продумал, как правильно рассеять свет, исходящий от одной лампы, и, благодаря особенной форме и складкам изделия, создал уникальный эффект для освещения пространств. 172 — это некая интерпретация оригами. Белый пластиковый лист прессуют, а затем складывают вручную в трехмерную форму: именно таким образом Le Klint воссоздают ретро-разработку Кристиансена 1971 года.
Сегодня фабрика производит данную версию подвесного светильника в XXL размере: любовь к иконе достигает 78 см в высоту и 85 в диаметре.



Вдохновленная знаковыми арками Мемориальной церкви Грюндтвига по проекту отца Кааре Клинта, коллекция ARC ознаменовалась особенными линиями и вогнутыми формами каждой «складки»: они создают стабильность в структуре и, кроме того, являются отсылкой на повторяющиеся слои церковной арки. У светильников два автора — Нанна Неегаард и Мари Хессендаль, которые в 2017 году решили разнообразить «плиссированный» образ компании Le Klint новым продуктом, новой иконой.



Письменный стол Society являет собой стол, лампу, полку и всевозможные выдвижные ящики, блестяще демонстрируя способность автора сделать сложный процесс простым. В силу своей эксклюзивности, разработка изначально осталась в тени, но в этом году Carl Hansen&Son взялись за ее реализацию. Идея принадлежит Арне Якобсену, а это значит, что икона — от отца скандинавского дизайна. 1952 год.
Якобсен относился к числу модернистов, создающих не просто архитектуру, а тотальную среду обитания, что требовала свежего предметного наполнения. Он стремился к созданию «гезамткунстверков», считая себя архитектором, а не дизайнером. При этом за свою жизнь он спроектировал порядка 300 предметов индустриального дизайна. Больше — в отдельной статье про Якобсена.



Скульптурное кресло Pelican. Выпускается с кнопками и без, относительно молодым брендом House of Finn Juhl, что посвящает свое производство проектам Финна Юля.
Датчанин Финн был самоучкой, любил скульптуру и считал, что «удобный для человека стул сам по себе должен быть человеком». Формы его изделий — однозначно трепет в сердце любителей минимализма.
Выбрав путь интуитивного эстетического формообразования, мастер открыл еще одну сторону датского дизайна, а в 1940 году выпустил на свет творение Pelican. Спустя много лет, с 2001 года основателям Дома Финна Юля предоставили права на разработку мебели легендарного архитектора. В ассортименте порядка 40 классических шедевров, и все они — иконы! Помимо, в мире производят не только мебель по проектам Юля, но и такие легенды, как часы FJ, ковер Circle, миски узнаваемой формы и другое.

Узнаете?



Прежде чем создать ЕГО, мастер тщательно изучил структуру света, тени и особенности цветопередачи. После чего изобрел прибор из нескольких плафонов, расположенных на разных уровнях. Так мир открыл для себя свет от нескольких концентрических отражателей, благодаря чему пространство освещается отраженным светом и не ослепляет глаза. Речь о легендарном дизайнере Поуле Хеннингсене и его лампе PH5, которую с 1958 года и по сей день производит компания Louis Poulsen. Первый светильник серии PH датирован 1924 годом!

Да, все вышеперечисленные личности — звезды на сцене мирового дизайна родом из Дании. Осталось перечислять дальше. На очереди Оле Ваншер. Как думаете, когда он спроектировал свой стул Colonial?



Об этом скажем через пару минут. А то, что на сегодняшний день дизайн Colonial популярен как никогда — предупреждаем сразу. Ваншеру был близок интерес Кааре Клинта к историческим образцам, особенно к античной мебели, английскому барокко и народному ремеслу. Он шел по стопам Клинта, дорабатывая и совершенствуя его изделия. Клинтовские функциональность и чувство пропорций Ваншер дополнил собственным аристократическим вкусом и при этом верил, что благородство натурального материала сохраняется даже при машинном производстве мебели и может передать дух классики. В своей работе он ориентировался на буржуазные предпочтения среднего класса, и говорил, что изделия из розового дерева, как ювелирные драгоценности — всегда найдут своего покупателя. В 1949 году нарисовался стул Colonial, чтобы остаться навеки таким, каким задумал его автор. Производство Carl Hansen & Søn.

Датчане и мебель, особенно стулья, — тема для длинной интересной беседы.
Но на сегодня заканчиваем. Продолжение следует.

Наше отношение ко всем перечисленным иконам — сотрудничество с компаниями, которые имеют права на их производство в оригинальном подлинном виде. Эти крупные производства не упрощают существующий ремесленный образец, а следуют опыту ремесленников, сохраняя его качество и художественную ценность.
Датский дизайн жив.

LEAVE A COMMENT

RELATED POSTS