Возрождение первой леди датского дизайна Бодиль Кьер

«Первая» как передовая. Как та, которая всю жизнь бросает себе вызов, чтобы становиться лучше в своей области и устанавливать новые стандарты. Бодиль Кьер (Bodil Kjær) — восемьдесят шесть. На фото ниже — миниатюрная пожилая леди в кучерявом бежевом пальто сидит в кресле своего же авторства: в этом году Carl Hansen выпустил серию умной мебели Inside/Outside, которую Кьер разработала в 1959.

Автор считает, что качественная еда, умеренное количество очень хорошего вина, минимум лекарств и почти что упрямое чувство позитива, указали ей услугу. Карьера Кьер началась в 23. Большую часть своей профессиональной деятельности она, архитектор по образованию, посвятила интерьерам, офисному, образовательному и городскому планированию, но стала известной после выпуска мебельной серии Elements of Architecture. «Элементы» являли собой разнообразие стульев и кресел, столики, кушетку, осветительные приборы, настольные аксессуары и письменный стол. Итого — восемь лет работы. Теперь объекты вернули в производство. Кьер чувствует возрождение.

Леди живет среди личных архивов в скромной однокомнатной квартире в крыле монастыря XV века, части которого — жилье для людей в возрасте 60+. За раскладными деревянными дверями расположены стеллажи для хранения прилежных записей и памятных вещей из динамичной кочевой жизни.

«Они из IKEA» — вызывающе комментирует Кьер.

От пола до потолка.

Bodil Kjær, Verner Panton, Poul Henningsen и его супруга Inger.
День открытия мебельной выставки в Кельне, 1960 год

Героиня также вспоминает времена, когда студенты были непосильно заняты имитацией процветающих работ Вегнера и Юля. Бодиль же никогда не пыталась подражать. Все её мебельные труды и, собственно, успех — личный взгляд на красоту, которая не отпугивает, а притягивает.

Вазы CROSSES by Holmegaard

 

Одна из причин создать то, что я создала — справедливость. Не думаю, что это справедливо, представлять людей рядом со страшно красивыми объектами в то время, когда большинство из нас, возможно, не такие красивые. Мои работы поддерживают людей, а не запугивают их.

Чистый в исполнении, четко прорисованный и приятный глазу обеденный стул BK10 в 59-ом был вдохновлён кубизмом. Вместе с ним серия Kjær Indoor/Outdoor, совместно с Carl Hansen & Søn, включает также кресло для отдыха, столик, обеденный стол, двухместную софу, качели и лежак. Как для наружного использования, так и для интерьера.

В том же роковом для леди 59ом был разработан самый узнаваемый объект дизайнера. Рабочий стол для руководителей и усердных трудоголиков, с просторной деревянной столешницей и четырьмя отдельными ящиками, был задуман парить над обтекаемой стальной основой и мигом стал классикой. Немного позже продукт появляется в трех фильмах о Джеймсе Бонде (1963, 67го и 69го годов). В 2018 датская фабрика Karakter воскрешает знаменитость, представив современникам «стол Бонда» в новой коллекции.

Кадр из пятого кинофильма о британском агенте «Живёшь только дважды»

К концу 1970-х стол и все другие проекты Кьер вышли из берегов двух самых успешных рынков — Дании и Америки. Со временем производители по тем или иным причинам закрылись. Кьер же не искала альтернативных торговых точек.

«Мебель была только боком», — говорила она. «Моя работа по-настоящему являлась чем-то другим».

Последние несколько лет леди упорно избавлялась от вещей: от мебели и книг до посторонних мыслей и забот. Бодиль назвала эту фазу жизни Упрощением и в рамках данного процесса продала права на свои проекты фирме FORM Portfolios, которая управляет правами дизайнеров и связывает их работу с заинтересованными сторонами. Кьер вовсе не ожидала, что, передав права, работы однажды вновь восторжествуют под ее именем. Бодиль Кьер пожертвовала полученные средства на благотворительность, а основатели FORM нашли производителей, что взялись за проекты датского дизайнера и, более того, вовлекли ее в каждую часть процесса.

«Они разрушили все мои планы на пенсию!» — поддразнивает Кьер.

И мы безумно этому рады: скандинавский дизайн вернул себе звезду. Среди предметных работ Кьер не только мебель. Настольная лампа из стекла Cross-Plex ссылается на архитектурные образование ее дизайнера, являя собой миниатюрное здание с освещённой крышей. Основание прибора — головоломка, что таит в себе пространство, необходимое для шнура. Все прозрачные детали сделали загадку чистой и ясной — cекрет удачного освещения показался сам. Fritz Hansen лишь воплотил гениальную задумку Бодиль Кьер в реальность.


Этой осенью ряд датских брендов похвастались архивами, полными классики дизайна, и запустили в производство/ переиздали, такие продукты, как кресло CH71 и софу CH72 Ханса Вегнера 1952 года (Carl Hansen & Søn), обеденный стул 1964 года серии Spanish от Борге Могенсена (Fredericia), светильник PH 3/2 Amber Пола Хеннингсена 1927 года (Louis Poulsen). Вышеперечисленные имена — дизайнеры, которые опередили время. Сегодняшний спрос на их творения доказывает это.

SVARTISEN остановился на живой легенде Bodil Kjær, чтобы изучить мир одной из немногих женщин скандинавского дизайна.

По материалам: WSJ. MAGAZINE, bodilkjaer.com; felixodell.com;

fritzhansen.com; karakter-copenhagen.com; carlhansen.com.

LEAVE A COMMENT

RELATED POSTS