Бесценная классика мебельного жанра

Казалось бы, какая разница на чем сидеть. А вот телефон выбираем скрупулезно. Точнее, мы знаем, какой телефон нам нужен. И никакой другой. Ни в коем случае! Тогда почему, смотря на тот же стул, который вечен, не требует никаких обновлений, вне веяний моды и чертовски удобен, многие удивляются присвоенному ценнику. По той же причине, друзья, и мы с радостью расскажем предысторию.

Классика жанра есть во всём. И когда дизайн родом из североевропейских стран в 1930ые начал приобретать явные неподражаемые черты, вот тогда стало ясно — свершилось! Таким образом зародилось направление «скандинавский дизайн», начало которого принято связывать со средневековым периодом: тогда образовались основные ремесленные гильдии. Узнаваемые черты сложились под влиянием новой художественной традиции XX века: сначала модерн, затем функционализм интернационального стиля, модернизм и традиции Баухауза. К тому же, движение «Искусств и ремесел» (Arts & Crafts) сыграло тоже немаловажную роль для художественной идеи, идеологии и бытовых традиций региона.

Уже во второй же половине XX века все это начало интегрироваться в интернациональную систему. Например, Дания 1950—1970-х годов принесла идею использования обтекаемых форм (Арне Якобсен) и новых материалов (Вернер Пентон). Как результат, одной из ключевых особенностей датского дизайна можно назвать внимательное отношение к материалам и стремление продемонстрировать их физические характеристики. Эта традиция чувства материала в середине XX века была перенесена на новые предметы и фактуры, в частности — пластик, стекло и метал.

Именно в этих условиях рождались звезды, работы которых последователям затмить тяжело. Арне Якобсен, Борге Могенсен, Поул Кьерхольм, Фритц Хеннингсен, Ханс Вегнер — не просто дизайнеры, а изобретатели. Стивы Джобсы своего дела.

Именно они являются одними из пионеров расцвета скандинавского дизайна, когда дизайнерский качественный продукт стал доступен широким массам и, в тоже время, оставался уникальным в своём роде. Сегодня передовые скандинавские фабрики и компании имеют эксклюзивные права на производство этих легендарных продуктов, а некоторые из них выпускают изделия с момента их выхода в свет. Отобранные материалы, полная согласованность с оригинальными моделями, работа руками ведущих мастеров и, как результат, годы служению человеку, его интерьеру и репутации производителя.

Рене Редзепе и его noma в Сиднее (стулья CH37 и столы CH337)

 

Мы не застали, но Фриц Хеннингсен (1889-1965), говорят, был известен как бескомпромиссный дизайнер. Он рассматривал качественное мастерство в свете самого важного элемента своей работы, делая его центром внимания при разработке мебели. После открытия собственного мебельного магазина в Копенгагене, Фриц вдохновлялся ежедневным контактам с клиентами, чтобы досконально изучить спрос и применить его затем в производственном процессе.
В возрасте 22 лет окончил стажировку у известного краснодеревщика того времени по имени I.P. Mørck. Дальше Хеннингсен много путешествовал по Европе. Там он в течении нескольких лет работал в Германии, Франции и Великобритании, чтобы в 1915 году, с багажом опыта и вдохновения, вернуться обратно, в Копенгаген.

В своих проектах Хеннингсен смог уловить традиционные выражения из других периодов в истории дизайна и переосмыслить их в современной интерпретации. Черпал вдохновение из более ранних стилей Французской империи, рококо и британской мебели XVII века, что также пересекались с идеями великого дизайнера мебели того времени — Каара Клинта. Два коллеги встретились в техническом колледже: Клинт волею судеб стал одним из учителей молодого Хеннингсена и эта встреча оказала большое влияние на его развитие в качестве краснодеревщика; конкуренция же, возникшая между двумя мужчинами, привела к постоянному переосмыслению понятия мебели, при том — обоюдно.


SIGNATURE CHAIR (3375€) стал последним реализованным проектом Фрица Хеннингсена, который, как бессмертную историю, оберегает и распространяет датская компания Carl Hansen & Son. В 1954 проект был завершён и выпущен лишь в двадцати экземплярах. Таким образом, этот чрезвычайно редкий предмет мебели часто появлялся на аукционах и стал заветным среди коллекционеров. Эрик Хансен, генеральный директор компании и внук её основателя, подмечает:

Во всей своей простоте, кресло SIGNATURE рассказывает историю краснодеревщика, который был бескомпромиссен и совершенен в выборе материалов и техник. Само же изделие во многом отражает кульминацию долгой карьеры таланта, что занял видное место в мировой истории дизайна мебели.

Carl Hansen & Son знает многое о легендах. В мае этого года компания официально выпустила уникальный письменный стол Арне Якобсена AJ52/SOCIETY TABLE (8704€) на общественное обозрение. Продукт был разработан в 1952 году в качестве презента для Американско-скандинавского фонда в Нью-Йорке и является одним из лучших свидетельств гениальности Арне.


Стол, что в силу эксклюзивности разработки остался в тени, выполнен из массивной древесины, шпона и стали. Столешница покрыта тонко структурированной кожей, выдвижной ящик сочетает в себе древесину и шпон, а полка, с двумя отделениями для бумаги A4 и куртки M65* соответственно — дерево со стеклянными сторонами. Продукт оснащен встроенной настольной лампой из нержавеющей стали. Также от Якобсена.


*Суперспециальные «отсеки» в виденье Якобсена звучат весело, но дизайнер действительно любил отводить определенным вещам определенные места. Например, серия настольных и напольных ламп АJ, с регулируемой головкой, в оригинальном исполнении автора имеют круглый вырез у основания. Предназначался он для пепельниц, что вполне обещало Арне риск остаться без внимания у противников курения. По правде, идея с пепельницей вообще не прижилась, но дизайн остался неизменным и по сей день реализуется на производстве датской компании Louis Poulsen.

Гостиница Bella Sky в Копенгагене


Проекты продукций, о которых мы сегодня говорим, действительно неизменны с времён их рождения. Потому что они совершенны изначально, им ни к чему прошивки, обновления. Вложение в такие вещи — на всю жизнь. Туда же и Вагнеровский стул CH20 (805€). Также известен как Elbow. Разработанный в 1956 Хансом Вагнером, нынче проект популярен среди авторов интерьеров для кафе, ресторанов, других общественных мест, где комфорт для клиента бесценен. Забавно, что сильными конкурентами для CH20 являются другие продукты Ханса: CH23, 24, 26.

Легенды в частных интерьерах/ фото: cases.carlhansen.com

 

Альянс Carl Hansen & Søn с молодым на то время дизайнером начался ещё в послевоенное время (1949), и привел к выпуску широкого ассортимента продуктов: «обнимающие» обеденные стулья, изящные кресла, подставки для ног, диваны и журнальные столики, обеденные столы, а также высококачественные офисная и детская мебель. Когда семейное дело перешло сыну основателя компании, отцу нынешнего управляющего, Хольгеру Хансену, первым делом он принялся переходить на серийное производство. Это требовало сотрудничество с хорошим архитектором. На слуху был только Вегнер, который однажды сам приехал на велосипеде из Копенгагена на фабрику в Оденсе, захватив с собой четыре рисунка.

Серия CH24 Wishbone в проекте виноградника Podernuovo srl Società Agricola, Италия.

Знаменитые разработки Вегнера от Carl Hansen&Son включают кресла Shell, Wing и Wishbone. Хватит ли нам пальцев на руке, чтобы сосчитать гениальность Ханса Джея Вагнера? Можно ли считать классикой жанра, в данном случае мебельного, то, что возникло более чем 60 лет тому назад и в таком же неподдельном виде до сих пор заслуживает внимания и доверия?

Скандинавская классика в аэропорту Копенгагена

Сегодня фабрика Carl Hansen в ожидании перехода к четвёртому поколению сыновей. А пока Эрик Хансен гордится работой фабрики со штатом из 165 сотрудников, вложениями в компанию Rasmussen Company, современным оборудованием, особенно машинами для резки с ЧПУ, и сохранёнными традициями, что с приходом новых автоматизированных технологий никак не ухудшились: например, при изготовлении Wishbone сгибают цельный кусок дерева, благодаря чему стул получается крепким и не позволяет себе скрипеть. Таким образом, цена высчитывается по формуле, где качество сырья умножается на положенный ручной труд и плюсуется с затратами интеллектуальной работы талантливых и великих.

Вот почему это стоит своих денег.
Остерегайтесь возможных подделок.
Больше — в фильме CH.

LEAVE A COMMENT

RELATED POSTS