Белые обои, чёрная посуда: «скандинавский» не про это

И хорошо, если в хрущёвке двое: зачастую там проживает больше. И если стены внутри белые — уже здорово, минималистично. Но сказать, что скандинавский дизайн — это пушистые ковры, белые стены и «хюгге» — ничего не сказать.

«Оказывается, скандинавский дизайн — это не только белые стены» — то ли от счастья, то ли удивлённо, произнёс однажды посетитель нашего шоу-рума. Мы прошли дальше, после чего разговор зашёл на тему аспектов, из которых состоит подлинный Nordic Design. Каждый из них сформирован на основе исторических фактов и особенностей быта, традиций и привычек жителей Скандинавии. В Норвегии люди в первую очередь заботятся о природе, тем самым заботясь о себе и своих близких: среда, о которой думает человек, отблагодарит самого человека. Норвежцы ведут простой образ жизни, на государственном уровне заинтересованы в целости и сохранности богатств своей земли, практикуют частые выезды на своеобразные дачи — cabins, где есть отдых, тишина и наслаждение тесной связью с окружающей средой.

Меткий пример тесного «сотрудничества» с природой — проекты норвежского архитектурного бюро Snøhetta, которое является автором пледов для Røros серии «цветного шума». Они же представили в феврале новый проект Svart — первый дружелюбный эко-отель у подножья ледника Свартисен на севере Норвегии. Того самого, чьё имя мы позаимствовали для бренда (в переводе «svartis» — «глубокий цвет льда в контрасте с белым снегом»). Кольцевое сооружение будет ежегодно потреблять не только на 85% энергии меньше остальных отелей — также производить собственную.

Статус Финляндии в скандинавском дизайне уникален. Во-первых, касаясь темы принадлежности этой страны к Скандинавии, вспоминаем: особенность Финляндии прежде всего заключается в происхождении родного языка её населения. Сами жители называют свою страну Суоми. Признают это название только латыши (Somija), литовцы (Suomija) и, родственные финнам по языку, эстонцы (Soome). Финляндия перекликается с фольклорными традициями, тяготеет к ярким мотивам, смело переплетает фольклор и краски. Проследить данный момент можно на примере постельного белья от Finlayson. Для этого ещё в 1820 году на юге страны шотландский инженер James Finlayson открыл хлопчатобумажную фабрику.

Яркая сущность финнов часто красуется на текстиле и декоративных элементах интерьера, обоях, коврах. Также остаётся любимая тема не только детей, но и взрослых — мир муми-троллей. Известные персонажи часто выходят из страниц книг финской писательницы Туве Янссон, за пределы Муми-долины, чтобы идеально вписаться на том же белье, полотенцах и посуде.

Кто путешествовал по Дании, тот наверняка замечал любовь датчан к чёрному, казалось бы, скучному цвету. В скандинавском дизайне его умело обыгрывают в архитектуре и интерьерах, на столе и даже на постели. Если Норвегия — это оттенки ледников и рек, а Финляндия — комбинирование ярких красок, Дания в скандинавском дизайне — сама Сдержанность и Элегантность. Приводя примеры функциональных красивых вещей нордического происхождения http://svartisen.com.ua/articles/follow-me, не сразу заметили, что все они оказались родом из Дании. Не случайно. Дания — это не только узнаваемый стиль, но и доступность качественного дизайна. Начиная разработки ещё с 1930-ых годов, датские архитекторы взялись за «проекты будущего». Перезагрузка в интерьере под диктовку эстетики коснулась всего — от мебельных конструкций до освещения нового типа. На то время столовые, библиотеки, административные здания нуждались в большом количестве недорогих бытовых предметов, которые планировали выпускать массово. Понимание важности дизайна росло, строительство доступных комфортных жилищ и общественных зданий продолжалось. Воплощение идеи «хорошей жизни» перешло в привычку, даже некий закон: каждый имеет право на удобное и красивое пространство, где нет ничего лишнего.

Кстати, отчасти это напоминает период строительства наших «хрущёвок», правда, с ударением на устранении излишеств, а не на идее о лучшей жизни. Постановление 1955 года, которое предполагало замену монументального классицизма на функциональную типовую архитектуру, являлось тогда широким шагом на встречу функционализму. При этом, основным назначением выступило быстрое возведение временного жилья с целью ускорить переселения граждан в города из деревень. Таким образом, по проекту советского инженера-строителя Виталия Лагутенко (деда фронтмена группы «Мумий Тролль»), началось строительство «хрущёвок» первого типа, по индустриальной технологии («лагутенковки»).

Идея доступности хорошего дизайна для всех вывела в свет известные шведские компании IKEA и H&M, которые подарили «доступность» не только Скандинавии — всему миру. С либерализацией общества в 60-х годах, значительные классовые различия среди шведов стали менее важными. Её стремление к социальному равенству возможностей стали хорошим каркасом для принципов скандинавского дизайна. Один из них — сильные текстильные традиции.

Благодаря холодному климату, в Швеции идеально выращивать лён: минимальный риск появления вредителей априори не допускает химической обработки растений. Льняные изделия восхитительной простоты Himla доказывают это успешным производством в течение более 25 лет. Компания Klippan Yllefabrik AB принципиально не отходит от старых правил контроля за качеством с 1879 года, умудряясь целеустремленно нести свою идею даже с появлением современных технологий и большого разнообразия сомнительных волокон: фабрика приемлет только эко-шерсть, натуральные кашемир и хлопок.

Стоит обратить внимание, что превыше всего не просто традиции, а семейные традиции. Скандинавский дизайн всегда намеревался быть философией, которую необходимо исследовать, анализировать, проживать. Для жителей Скандинавии — это врождённое, для нас — как тайна за семью замками. В хрущёвках, высотках, домах и коттеджах: у всех есть возможность присоединится к Svartisen в изучении красивого функционального мира, чтобы перенять в родные стены от него самое лучшее и полностью избавиться от стереотипов.

LEAVE A COMMENT

RELATED POSTS