AJ КАК ГЕНИЙ ЧИСТОЙ КРАСОТЫ

Скомбинировать вечный стиль и пользу в бытовом предмете — большее мастерство, а значит — искусство. Впрочем, как говорил уважаемый господин Якобсен:

Люди покупают стул и им всё равно, кто его проектировал.

Арне Эмиль Якобсен — датский архитектор и дизайнер.
Родился 11 февраля в 1902 и живёт по сей день в каждом подлинном предмете своего авторства. Ещё в начале карьеры раскопал основной фундамент для «датского функционализма» и, вместе с Аалто, входит в категорию самых известных представителей скандинавского дизайна.

Речь о том самом авторе популярного кресла-яйца. До этого Якобсен успел получить профессию каменщика, поступить в Королевскую академию изящных искусств, до конца студенчества — принять участие во Всемирной выставке, получив медаль в области дизайна, и совершить поездку в Германию для знакомства с рационалистической архитектурой. Во время Второй мировой, Якобсен, как еврей, был вынужден бежать из Дании в Швецию: на запрет работать архитектором, он преобразовался в художника по тканям.

ОБРАТНО В ДАНИЮ
В послевоенное время в Копенгагене появился отель: до 2009 года он носил название SAS Royal Hotel, а нынче это пятизвёздочный Radisson Blue. Дело в том, что сооружение в целом — от внешнего фасада до легендарной коллекции мягкой мебели 3300 — было спроектировано Арне Якобсеном для авиакомпании Scandinavian Airlines (1956-1960). Только представьте: этот великий человек придумал как само здание, так и дизайн вилок из нержавеющей стали, которыми трапезничали в ресторане при отеле гости Копенгагена.

Все эти предметы от Якобсена ещё тогда обогнали своё время. В число вечной классики входит и лампа AJ (инициалы автора), силуэт которой повторял строгие углы мебельной серии 3300 и таким образом идеально вписывался в интерьер комнат.

Осветительный прибор, 60 лет спустя его разработки, производится по сей день. Louis Poulsen изготавливают AJ таким, каким его задумал мастер. Даже стальное основание лампы с круглым вырезом, которое Якобсен изначально ознаменовал держателем для пепельницы, не изменили: задумка для курильщиков осталась невостребованной, а изящная тонкая выемка, некая изюминка, осталась.

Здесь уместно вспомнить про самую функциональную пепельницу во всём мире, из нержавеющей стали с крутящейся крышкой, которая собирает окурки в емкость: поворачиваешь и прячешь их внутри, не давая запаху любимой вредной привычки просочиться. Цилиндрическая пепельница и коллекция Cylindra-line в целом — классика, которая с самого рождения идеи реализуется только на производствах Stelton A/S.

STELTON & JACOBSEN
В далёком 1967 году Stelton был далеко неизвестным датским производителем посуды. Тогда, в конце семидесятых, новоиспечённым владельцем компании стал менеджер по экспорту, сын второй супруги Якобсена — Питер Холблад. Компанию нужно было стремительно развивать, и находчивому Питеру ничего не оставалось делать, кроме как привлечь гениального отчима создать стоящий продукт.

Когда американский представитель розничной торговли Bloomingdale’s заказал у Stelton разработать «незаменимую особенность фуршета», Холблад пришёл к Якобсену со своими неуклюжими зарисовками: тот знал, что дизайнер не позволит себе закрыть глаза на тихий ужас, и возьмётся, после неубедительных просьб сына, за эту работу сам. Вызов был принят!

Архитектор Якобсен начал уделят дизайну основное внимание только в 1950-годы. Его неординарный взгляд на мир отразился во многих предметах. И вот, через десять лет, в работах датчанина начали фигурировать геометрические формы: для компании Stelton он создаёт особенный кухонный набор из нержавеющей стали Cylinda-line. От сахарницы до коктейльного шейкера с салатницей. На разработку и усовершенствование потребовалось три года: в тот самый переломный 1967 впервые официально презентовали семнадцать предметов в форме цилиндра. Ни один из них изначально не пользовался популярностью при продажах, но затем — международные награды, признание и узнаваемость навеки. Типичный сценарий для шедевров литературы, кинематографа, музыки.
«Цилиндрам» Якобсена уже 50 лет!

Коллекция производится до сих пор и является ярким примером того, что её автор — чистой красоты гений;
промышленный дизайн — чистой кастрюли искусство;
ФУНКЦИЯ СЛЕДУЕТ ЗА ФОРМОЙ.

 Основной фактор — это пропорции.

Арне Якобсен

LEAVE A COMMENT

RELATED POSTS